Направление подготовки
240100 Химическая технология и биотехнология

магистерские программы
"Химия и технология продуктов основного органического и нефтехимического синтеза"

"Химическая технология топлива и газа"

 

Нормативный срок освоения образовательной программы - 2 года

Квалификация – магистр

 

Требования к абитуриенту

 

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о первой ступени высшего профессионального образования (бакалавриат/специалитет).

Прием в вуз осуществляется в соответствии с Правилами приема в ФГБОУ ВПО «ТГТУ» на образовательные программы высшего профессионального образования.

 

Область профессиональной деятельности выпускника

 

В соответствии с ФГОС ВПО по данной ООП ВПО 240100.68 – Химическая технология областью профессиональной деятельности является:

• методы, способы и средства получения веществ и материалов с помощью физических, физико-химических и химических процессов, производство на их основе изделий различного назначения;

• создание, внедрение и эксплуатацию производств основных неорганических веществ, строительных материалов, продуктов основного и тонкого органического синтеза, полимерных материалов, продуктов переработки нефти, газа и твердого топлива, лекарственных препаратов, энергонасыщенных материалов и изделий на их основе.

 

Объекты профессиональной деятельности выпускника

 

Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению 240100.68 – Химическая технология являются:

• химические вещества и материалы;

• методы и приборы определения состава и свойства веществ и материалов;

• оборудование, технологические процессы и промышленные системы получения веществ, материалов, изделий, а также системы управления ими и регулирования;

• методы и средства оценки состояния окружающей среды и защиты ее от влияния промышленного производства, энергетики и транспорта.

 

Виды профессиональной деятельности выпускника

 

По направлению подготовки магистров 240100.68 – Химическая технология выпускник подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

• производственно-технологическая;

• организационно-управленческая;

• научно-исследовательская;

• проектная;

• педагогическая.

 

Задачи профессиональной деятельности выпускника

 

Выпускник по ООП ВПО 240100.68 – Химическая технология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем ООП:

производственно-технологическая деятельность:

• внедрение в производство новых технологических процессов и контроль за соблюдением технологической дисциплины;

• разработка норм выработки, технологических нормативов на расход сырья и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии, выбор оборудования и технологической оснастки;

• оценка экономической эффективности технологических процессов, инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий;

• исследование причин брака в производстве и разработка предложений по его предупреждению и устранению;

• разработка мероприятий по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изыскание способов утилизации отходов производства, выбор систем обеспечения экологической безопасности производства;

организационно-управленческая деятельность:

• организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений, организация повышения квалификации сотрудников подразделений в области профессиональной деятельности;

• поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения;

• безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;

• оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции, проведение маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации перспективной и конкурентоспособной продукции;

• адаптация современных систем управления качеством к конкретным условиям производства, осуществление технического контроля и управления качеством продукции;

научно-исследовательская деятельность:

• постановка и формулирование задач научных исследований на основе результатов поиска, обработки и анализа научно-технической информации;

• разработка новых технических и технологических решений на основе результатов научных исследований в соответствии с планом развития предприятия;

• создание теоретических моделей технологических процессов, позволяющих прогнозировать технологические параметры, характеристики аппаратуры и свойства получаемых веществ, материалов и изделий;

• разработка программ и выполнение научных исследований, обработка и анализ их результатов, формулирование выводов и рекомендаций;

• координация работ по сопровождению реализации результатов работы в производстве;

• анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации продукции с применением проблемно ориентированных методов;

• подготовка научно-технических отчетов, аналитических обзоров и справок;

• защита интеллектуальной собственности, публикация научных результатов;

проектная деятельность:

• подготовка заданий на разработку проектных решений;

• проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений;

• разработка различных вариантов технологического процесса, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределенности, планирование реализации проекта;

• разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний новых материалов и изделий;

педагогическая деятельность:

• разработка новых лабораторных установок для проведения практикумов;

• разработка учебно-методической документации для проведения занятий;

• проведение лабораторных и практических занятий;

• разработка методов контроля знаний студентов;

• подготовка мультимедийных материалов для учебного процесса.

 

Результаты освоения магистратуры

 

Результаты освоения магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной образовательной программы выпускник будет обладать следующими компетенциями:

общекультурные компетенции:

• способностью и готовностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии, гуманитарных, социальных и экономических наук;

• к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

• свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;

• на практике использовать умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом;

• находить творческие решения социальных и профессиональных задач к нестандартным решениям;

• самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

профессиональные компетенции:

общепрофессиональные компетенции:

• способностью и готовностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки;

• к использованию методов математического моделирования материалов и технологических процессов, к теоретическому анализу и экспериментальной проверке теоретических гипотез;

• к защите объектов интеллектуальной собственности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности;

компетенции производственно-технологической деятельности:

• к решению профессиональных производственных задач - контролю технологического процесса, разработке норм выработки, разработке технологических нормативов на расход материалов, заготовок, топлива и электроэнергии, к выбору оборудования и технологической оснастки;

• к совершенствованию технологического процесса - разработке мероприятий по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изысканию способов утилизации отходов производства, к исследованию причин брака в производстве и разработке предложений по его предупреждению и устранению;

• к анализу технологичности изделий и процессов, к оценке экономической эффективности технологических процессов, оценке инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий;

• оценивать эффективность и внедрять в производство новые технологии;

компетенции организационно-управленческой деятельности:

• способностью и готовностью рассчитывать и оценивать условия и последствия (в том числе экономические) принимаемых организационно-управленческих решений;

• к организации работы коллектива исполнителей, принятию исполнительских решений в условиях спектра мнений, определению порядка выполнения работ;

• находить оптимальные решения при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;

• к организации повышения квалификации и тренингу сотрудников подразделений;

• способностью адаптировать современные версии систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов;

• к проведению маркетинговых исследований и подготовке бизнес-планов выпуска и реализации перспективной и конкурентоспособной продукции;

компетенции научно-исследовательской деятельности:

• способностью и готовностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок, разрабатывать задания для исполнителей;

• к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи;

• использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты;

компетенции проектной деятельности:

• строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

• к проведению патентных исследований, к обеспечению патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности показателей технического уровня проекта;

• проводить технические и технологические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостный анализ эффективности проекта;

• использовать пакеты прикладных программ при выполнении проектных работ;

• разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ;

компетенции педагогической деятельности:

• способностью и готовностью к созданию новых экспериментальных установок для проведения лабораторных практикумов;

• к разработке учебно-методической документации для проведения учебного процесса.

 

Возможности продолжения образования выпускника

 

 Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:

05.17.01 – Технология неорганических веществ;

05.17.02 – Технология редких, рассеянных и радиоактивных элементов;

05.17.03 – Технология электрохимических процессов и защита от коррозии;

05.17.04 – Технология органических веществ;

05.17.06 – Технология и переработка полимеров и композитов;

05.17.07 – Химическая технология топлива;

05.17.08 – Процессы и машины химических технологий;

05.17.11 – Технология силикатных и тугоплавких неметаллических материалов;

05.17.18 – Мембраны и мембранная технология.

 

К началу